Как списать кассовый аппарат

Контрольно-кассовые машины — оборудование достаточно специфическое, таковым его можно назвать хотя бы из-за необходимости обязательно ставить на учёт в налоговой службе. Поэтому утилизация кассового аппарата имеет свои особенности и должен соответствовать действующим требованиям законодательства. Достаточно нарушить правила ликвидации такого оборудования для того, чтобы подвергнуться штрафным санкциям. Так как списать кассовый аппарат по всем правилам и не допустить ошибок?

Как списать кассовый аппарат

Для чего вообще утилизировать контрольно-кассовый аппарат

Кассовый аппарат организация должна сразу заменить, если того потребуют установленные правила. В качестве главных причин снятия подобного оборудования с баланса выступают:

  • завершение срока службы;
  • невозможность модернизировать старую модель;
  • неисправность аппарата либо нецелесообразность его ремонта.

Недостаточно просто установить новую ККМ взамен старой, последнюю также нельзя продать или отправить на свалку. Утилизация банковского оборудования по всем правилам необходима из-за того, что отдельные элементы техники содержат опасные вещества, которые могут нанести вред окружающей среде. Отходы кассовых машин относятся к четвёртому классу опасности. Такой мусор следует утилизировать силами специальных организаций, сотрудники которых имеют соответствующее разрешение на данный вид деятельности.

Как списать кассовый аппарат
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Как оформить утилизацию по всем правилам

Впервые вопросом о том, как утилизировать ккм, стали задаваться, когда пришлось менять старые онлайн-кассы стали 4 года назад, устаревшие аппараты при этом в отдельных ситуациях подвергались модернизации либо ликвидировались, если восстановить работоспособность не представлялось возможным. Подготовить к уничтожению или переработке контрольно-кассовый аппарат следует в соответствии с определённым алгоритмом:

  • Если устаревший кассовый прибор непригоден к дальнейшей эксплуатации и модернизировать его не представляется возможным, сотрудники компании принимают решение о списании банковского оборудования с последующей утилизацией. Руководство предприятия создает для этого специальную комиссию, члены которой осматривают и проверяют аппарат, а также принимают окончательное решение о необходимости проведения утилизации. Комиссия же составляет подробный акт об изъятии техники с указанием срока службы контрольно-кассовой машины, причины утилизации, в обязательном порядке указывается серийный, заводской, инвентарный номер, остаточная стоимость прибора с учетом амортизации.
  • Акт списания является главным основанием для снятия кассовой машины с учёта — с этим нужно обращаться в налоговую службу. Дальнейшая ликвидация также осуществляется на основании вышеобозначенной документации.
  • Завершающий этап — это заключение договора с фирмой, специализирующейся на ликвидации списанных аппаратов. Такой исполнитель должен иметь соответствующую лицензию и выполнить все необходимые манипуляции за пределами компании-заказчика.

Как правильно списать кассовую технику

Учитывая, что кассовая техника считается одним из основных средств производства на многих предприятиях, подобное оборудование должно ликвидироваться только в соответствии с предварительно составленным актом. Как списать ккм в подобной ситуации? Решение о необходимости изъять из работы такой актив принимает комиссия, в состав которой входят:

  • ответственный кассир;
  • бухгалтер;
  • руководитель подразделения.

По итогам проведённых мероприятий составляется акт в соответствии с формой ОС-4.

Как списать кассовый аппарат

Особенности снятия кассового аппарата с налогового учёта

Перед тем как приступить непосредственно к утилизации кассовой техники, её необходимо продемонстрировать представителям налогового органа для того, чтобы снять с учёта. Такая процедура считается обязательной и проводится из-за того, что информация, хранящаяся в памяти, является ценной и подлежит сохранению на протяжении 5 лет. В соответствии с этим сотрудники специализированной службы сверяют память кассового аппарата с теми сведениями, которые содержатся в журнале. Для этой цели также нужно собрать определённый пакет документов:

  • заполненное по форме заявление на бланке;
  • паспорт кассовой машины;
  • паспорт ответственного лица;
  • документы на то учреждение, в котором была установлена такая кассовая техника;
  • договор с организацией, выполняющей обслуживание оборудования;
  • коды статистики.

В соответствии с действующим приказом МинФина перечисленную документацию следует предоставить не позже того рабочего дня, который следует за указанным в акте о списании. На рассмотрение обращения отводится 5 рабочих дней, после этого налоговая предоставляет документ о снятии машины с учёта.

Особенности заключения договора со специализированной утилизирующей компанией

В кассовой технике содержатся компоненты, которые способны нанести вред окружающей среде. Именно поэтому неработающие списанные приборы относятся к числу отходов 4 класса. Соответственно, и ликвидировать их нужно согласно действующему законодательству. В частности, та компания, которая будет задействована в утилизации мусора данной категории, должна обладать лицензией Росприроднадзора. Те, кому требуется списать оборудование, должны обратиться непосредственно к подобной компании, заказчик и исполнитель в итоге заключают договор, в котором определяются конкретные тонкости:

  • обозначается, как будет проводиться экспертиза для утилизации, а также обсуждается порядок проверки и подготовки основного актива к дальнейшей передаче вместе с документами;
  • оговаривается транспортировка отходов на конкретное место утилизации с последующей переработкой, обезвреживанием и ликвидацией;
  • акт выполненных работ должен быть составлен в обязательном порядке.
Как списать кассовый аппарат

Как работает бухгалтерский учёт в рамках списания контрольно-кассовой машины

Кроме оформления акта о списании и снятии кассового аппарата с учёта в налоговой, утилизация должна в обязательном порядке быть отражена в соответствующей бухгалтерской документации. На данном этапе списание кассового аппарата проводится в соответствии с суммой остаточной стоимости, она должна быть отражена в акте без внеплановых расходов.

Считается, что кассы — это основной актив предприятия, а потому утилизация старых кассовых аппаратов учитывается, как материальные затраты, если требуется уменьшить базу налога на прибыль или используется упрощённая система налогообложения.