Необходимость списать и утилизировать технику различного назначения возникает время от времени в любой организации, учитывая, что рано или поздно каждый прибор выходит из строя или морально устаревает. Несмотря на кажущуюся простоту, в этом деле существуют определённые тонкости, и важно не просто знать, как утилизировать оргтехнику, но и четко следовать каждому пункту установленного алгоритма для того, чтобы обеспечить защиту экологии, способствовать получению ценного сырья и остаться в рамках действующего законодательства, которое строго контролирует процесс ликвидации приборов различного типа, включая оргтехнику.
Чем обусловлен запрет выноса на свалку
Офисная техника — это не просто безопасные и полезные приборы, на самом деле, отработав положенный ресурс и попав на ту же свалку даже самый маленький аппарат становится опасным источником химических веществ, которые могут навредить окружающей среде и здоровью человека. В оргтехнике, которая эксплуатируется сегодня, присутствуют мышьяк, кадмий, цинк, ртуть, никель и прочие элементы. Даже привычный принтер может представлять опасность для природы, так что же говорить о перспективе разложения множества агрегатов, в обход закона о вынесенных на свалку?
Отдельные элементы офисной техники содержат ртуть, пары которой ядовиты и могут причинить вред всему живому. Если рассматривать те же принтеры, то можно отметить, что дополнительно в них присутствуют картриджи с остатками опасного для окружающей среды и конкретно – органов дыхания – тонером. И если утилизировать их привычным способом, посредством сжигания на свалке, не придерживаясь порядка списания оргтехники, то в атмосферу выделяются токсичные соединения, являющиеся продуктами горения полистирола.
Ну и конечно, следует вспомнить корпус, изготовленный из пластика, как правило, именно этот материал используется при создании оргтехники сегодня. Отходы его биологически практически не разлагаются, что говорит о необходимости решать данную проблему в ближайшем будущем, в противном случае, свалки, на которых «похоронена» старая оргтехника, увидит ещё не одно поколение людей.
Содержится в офисной технике и определённое количество драгметаллов, и поэтому тоже ликвидировать подобные приборы необходимы грамотно, придерживаясь определенного порядка списания оргтехники.
Как определить, насколько опасен конкретный прибор
В составе приборов, применяемых в офисах, встречаются те материалы, которые относятся к различным классам опасности. Сложность заключается в том, что одно устройство часто сочетает элементы, представляющие отходы 1 и 5 класса опасности. Впрочем, причины списания оргтехники всегда одинаковы, и процесс ликвидации несколько упрощается, так как благодаря обновлениям классификатора в новой его версии, самые распространённые виды оргтехники отнесли к 4 классу, считающемуся малоопасным.
Возможности утилизации
Перечень приборов, которые обязательно нужно сдавать на утилизацию, достаточно обширен. Те компании, которые специализируются в данном направлении, вручают клиентам перечень устройств, с которыми работают. Как правило, это все составляющие компьютеров, МФУ, сканеры и принтеры, экран и мыши, клавиатуры, информационные носители, кабели, кассовые машины, картриджи принтеров, расходники и др. Всё перечисленное и многое другое можно сдать в специальные компании, которые в дальнейшем смогут это безопасно и законно утилизировать.
Для того чтобы избавиться от оргтехники в больших объёмах, необходимо обратиться в утилизирующую компанию, право на ведение деятельности которой подтверждается соответствующей документацией. Учитывая, что отходы оргтехники относятся к 4 классу опасности, это лицензия на оперирование опасными видами мусора.
После согласования вида и объёма отходов, стороны заключают соответствующее соглашение, к которому прилагается при необходимости техническое задание.
Как это делают специалисты – профессиональный взгляд на утилизацию
Процесс утилизации можно классифицировать по этапам, которые нужно соблюдать в обязательном порядке. Изначально утилизирующая компания получает от заказчика список оргтехники, нуждающейся в утилизации, далее согласовывается и подписывается договор, определяется стоимость услуги. После этого проводится списание оргтехники, а исполнитель вывозит технику из помещения и направляет её к месту утилизации.
Непосредственно процесс подразумевает выполнение полной разборки каждого прибора с рассредоточением отдельных его компонентов по категориям, вследствие чего образуется лом чёрных и цветных металлов, пластик, платы, содержащие драгоценные металлы, отходы которые дальнейшей переработке не подлежат. Полученное сырье далее отправляется на заводы по переработке, а то, что остаётся, обезвреживается и уничтожается. По итогам проведённой процедуры заказчик получает специальный акт технического заключения на списание оргтехники, бухгалтерскую документацию и даже паспорта извлеченных драгметаллов.
Почему утилизация — это исключительно польза
На самом деле, если ликвидировать бытовую и оргтехнику грамотно, придерживаясь соответствующего алгоритма, то польза от данной процедуры будет очевидной. В результате дополнительно можно получить ценное сырьё, используемое для производства новых материалов и изделий. Получается, что утилизация является тем самым трудоемким процессом, который выполнить самостоятельно ни одна организация не сможет, более того, у её представителей просто нет на это соответствующих полномочий, выполнять такую работу должна компания, предоставляющая услуги по списанию оргтехники.
Для того чтобы жить в комфорте, не задумываясь о том, как это будут делать будущие поколения, важно уже сегодня научиться во многих сферах действовать по правилам, и утилизация вредных для окружающей среды приборов не является исключением.